Главная | Содержание | Новости | Медиа-портал | Об авторе | Благодарность |
Родилась 28 июня (10 июля) 1890 в Одессе. Окончив гимназию, училась на историко-филологическом факультете одесских Высших женских курсов. В годы учебы публиковала стихи – сначала в одесских газетах (1910), затем в журнале «Солнце России» (1912). Первая книга стихов "Печальное вино" вышла в 1914 в Париже.
Вернувшись в 1914 в Одессу, читала стихи на поэтических вечерах, печаталась в местных газетах и альманахах «Весенний салон поэтов» и «Скрижаль», пробовала силы как актриса и писала для театра.
Вторая книга стихов "Горькая услада" вышла в 1917 в Петрограде. В 1922, издав в Одессе поэтическую книгу "Бренные слова", Инбер переехала в Москву, где начала сотрудничать с журналами «Огонек», «Красная нива» и др. Входила в созданную поэтом И.Сельвинским группу ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), воплощая в своем поэтическом творчестве основные эстетические принципы конструктивизма: тактовый стих, локальный метод (прием, при котором главным является функциональное значение рифмуемых слов) и др. К середине 1920-х годов относятся первые прозаические опыты В.Инбер, отмеченные дневниковой непосредственностью. Так, повесть "Место под солнцем" (1928) была написана под впечатлением от агитполета по Поволжью и Прикамью. Поездке за границу посвящена книга очерков "Америка в Париже" (1928).
Журналистская работа не мешала Инбер постоянно выпускать поэтические сборники: "Цель и путь" (1925), "Мальчик с веснушками" (1926), "Сыну, которого нет" (1927), "Избранные стихи" (1933) и др. Некоторые ее стихотворные произведения ("Весна в Самарканде", "Путевой дневник", 1940 и др.) также были написаны в жанре путевого дневника. Инбер написала также комедию в стихах "Союз матерей" (1938), историческую поэму "Овидий" (1939), тексты либретто для опер Д.Верди "Травиата" и Р.Планкета "Корневильские колокола". Некоторые свои произведения подписывала псевдонимами Старый Джон и Гусь Хрустальный.
Во время блокады Инбер оставалась в Ленинграде, где ее муж работал директором 1-го Медицинского института. Ленинградская блокада стала главной темой ее творчества в годы войны. Она воплощена в стихотворениях "Трамвай идет на фронт", "Заботливая женская рука" и др., а также в ленинградском дневнике "Почти три года" (1946). Инбер выступала по радио, публиковала стихи и статьи в периодической печати, выступала в воинских частях и на заводах. Проникнутая пафосом борьбы с фашизмом поэма о блокаде "Пулковский меридиан" (1941–1943) была удостоена Государственной премии. Ленинградской теме посвящены и написанные в годы войны книги "Душа Ленинграда", "О ленинградских детях", "О Ленинграде".
После войны Инбер продолжала работать в освоенных ею жанрах. Она публиковала путевые очерки ("Три недели в Иране", 1946, и др.), стихотворные сборники ("Путь воды", 1951, и др.). Книга "Как я была маленькая" (1954) стала классикой советской литературы для детей. Писательница продолжала создавать произведения, востребованные властью и обществом, – например книгу о Ленине "Апрель" (1960).
Новым в творчестве Инбер в конце 1950-х – начале 1960-х годов стало обращение к мемуарному жанру, в котором написаны книги "Вдохновение и мастерство" (1957), "Страницы дней перебирая..." (1967), воспоминания о М.Рыльском и А.Толстом. Инбер занималась переводами с украинского (Т.Шевченко, Рыльский и др.), переводила Ш.Петефи, Я.Райниса, И.Бехера, П.Элюара и др.
До последних лет жизни Инбер входила в руководящие органы Союза писателей, в редколлегию журнала «Знамя».
Умерла Инбер в Москве 11 ноября 1972.